Co-Ownerships
By Carol Hawke В наши дни аукционы по продаже собак стали большой редкостью. Может просто потому, что спекулянты щенками нашли более легкий способ зарабатывания своих денег? Спекулятивные прибыли продавцов щенков теперь легко извлекаются посредством совладения собакой.
Рассмотрим следующие понятия маркетинговой практики (сайт «Wiki»). Затем я расскажу о некоторых хитрых и незаконных способах извлечения прибыли, которые существуют в современном мире выставочного собаководства.
1) «Пирамида» — способ извлечения дохода основателями «пирамиды» за счет платы последующих участников пирамиды.
2) «Франча́йзинг» - вид отношений, когда одна сторона передаёт другой стороне за плату право на использование своего бренда.
3) «Сетевой маркетинг» — способ реализации товара, основанный на создании сети сбытовых агентов.
Супруги-владельцы скандально известного питомника в Миннесоте (дело расследовала IRS -
Налоговая служба США) заработали крупную сумму спекулятивных денег, с которой не уплачивали налоги. Они нелегально ввозили дешевых щенков из Европы (супруга была стюардессой и провозила в сумке щенков, накаченных наркотиками), которые затем продавались покупателям по принципу «заводческой пирамиды». Это дело - классический пример тому, какие огромные спекулятивные доходы могут получать алчные торговцы щенками. При расследовании дела было выявленно множество подельников, которые содействовали супругам в торговле незаконно импортированными в США щенками без ветеринарных документов и с подозрительными родословными. Супругам удалось организовать «заводческую пирамиду» по всей территории США, участники которой отчисляли супругам «гешефт» за покупку своих собак.
Расходы по поиску, покупке и ввозу щенков «модных» пород из Европы оплачивались покупателями дополнительно. Кроме того, покупатели покупали щенков «по справедливой рыночной цене» (т.е. с надбавкой за т.н. - «перспективу») на условиях совладения. Продавцы ставили условие перехода права собственности на собак к их покупателям только после передачи им части щенков из одного или даже двух пометов. Т.о., продавцы обманывали покупателей, которые переплачивали им за своих щенков в несколько раз.
Поскольку супруги занимались еще и торговлей скаковыми лошадьми, то у них имелись широкие возможности для сбыта щенков спекулянтам-оптовикам домашних животных. Не смотря на то, что деятельность оптовиков-спекулянтов домашними животными признана обществом безнравственной, и никто из уважающих себя заводчиков никогда не будут иметь с ними дела, все же приходится признавать, что существуют миллионы людей, которые ежедневно ищут щенков по принципу «по дешевле».
Супруги-мошенники «косили» под респектабельных деловых людей, скрывавших при этом от государства свои подлинные доходы. Супруги использовали маркетинговые схемы «по полной программе»:
* «пирамида» - признана незаконной в большинстве стран мира («финансовые пирамиды» запрещены законом в следующих странах: Австралия, Австрия, Албания, Бразилия, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Доминиканская Республика, Иран, Исландия, Испания, Италия, Канада, Китай, Колумбия, Малайзия, Мексика, Непал, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, США, Таиланд, Тайвань, Турция, Филиппины, Франция, Швейцария, Швеция, Шри-Ланка, Эстония, Южная Африка, Япония. В России, в отличие от вышеуказанных стран, нет запрета на такого рода деятельность. Обычно подобная деятельность попадает под действие статей о мошенничестве, незаконном предпринимательстве);
* «франчайзинг» - спекулятивные доходы, полученные на использовании «раскрученного» бренда своего питомника (подлежат налогообложению);
* «сетевой маркетинг» - практически проистекает из двух первых схем. «Сетевой маркетинг» - это не бизнес-схема сама по себе, а межличностный инструмент для ведения дел, который успешно достигает целей, которых не могут достичить другие схемы маркетинга.
В настоящее время спекуляция на торговле щенками достигла угрожающих масштабов, от которой страдают, прежде всего, порядочные заводчики, которые никогда не станут заниматься бизнесом на продаже своих щенков.
Еще примерно 10 лет назад тоговля щенками на условиях совладения была относительно редка. Не было и «заводческих пирамид», поэтому заводчики не указывали в договоре продажи пункта о совладении и не вынуждал покупателей отдавать им щенков из будущих пометов, которых продавец оформлял на свой питомник и продавал уже дороже, используя «раскрученное» имя своего питомника (что по сути является – франчайзингом), не потратив при этом практически ни копейки на их выращивание.
Все заводчики собак по сути являются маркетологами, поскольку они торгуют своими щенками на выставках, через клубы или посредством иных действий, связанных с сохранением пород собак. Кроме того, заводчики рекламируют своих щенков в интернете и в прочих СМИ. Такая деятельность сама по себе является нормальной, вполне законной и необходимой для привлечения новых энтузиастов породы. Однако, «выкачивание» дополнительных денег из покупателей щенков некоторыми заводчиками вызывают у кинологической общественности большую озабоченность.
Не смотря на то, что разведение породистых собак постепенно превращается в широкомасштабный бизнес, что по заявлениям АКС – «вызывает у них большую тревогу», - сам АКС против подобной деятельности практически ничего не предпринимает. По моему мнению, АКС должен установить лимиты для заводчиков, согласно которым у каждого заводчика не должно быть более 5 собак (репродуктивного возраста), проданных на услових совладения до исполнения всех условий, установленных для полного перехода права собственности к покупателю. Такой жесткий лимит сократил бы количество участников в «заводческих пирамидах», а также уменьшил бы использование франчайзинга (использование «раскрученного» имени питомника для увеличения цены на щенков -
зонтичный бренд питомника). Это безусловно сократит денежный поток в казну АКС, но все же, должны использовать другие законные способы для пополнения своего бюджета.
Почему деятельность «заводческих пирамид» должна пресекаться? Для этого есть все законные и моральные основания. «Совладение» - это наиболее частый и простой путь для коммерцализации разведения собак.
Зарегистрированное имя питомника в мире кинологии является своеобразным брендом, репутация которого повышается, если в питомнике было получено несколько поколений успешных собак, либо совершались иные виды законной деятельности, позволившие поднять репутацию питомника. «Раскрученное» имя питомника превращается в инструмент франчайзинга (надбавки за репутацию), когда его владелец начинает спекулировать на его имени, завышая реальные цены на щенков. При этом, «раскрученное» имя питомника является достаточно привлекательным для покупателей, которые хотели бы построить свой собственный продукт (питомник) на собаках из этого питомника. Однако, настоящие авторитетные питомники разводят собак только для улучшения и\или поддержания породы. Это нормально, если они извлекают прибыль от продажи пометов, которая им необходима для покрытия расходов, затраченных на получение пометов. Но нужно знать, что любые доходы, которые превысили расходы, затраченные на получение пометов, по сути являются коммерческим доходом, который, кстати, по закону подлежит налогообложению.
Коммерческим заводчикам выгодно вовлекать покупателей щенков в совладение. На условиях совладения коммерческий заводчик не только вынуждает покупателя разводить собак для него (иначе к покупателю не перейдет право собственности на купленную им собаку), но и вынуждает также нести дополнительные расходы, например, на участие в выставках, чтобы собака получила разводные оценки, на генетические тесты и т.п. К совладению могут прибегать также те заводчики, которые не имеют достаточно места, чтобы держать много собак, либо у которых недостаточно времени или средств на выращивание своих новых племенных собак. На условия совладения обычно соглашаются покупатели, которые хотят приобрести щенков из питомников с «раскрученным» брендом, чтобы участвовать с ними в выставках и\или заниматься разведением, и\или покупатели, которые не могут себе позволить покупку дорогого щенка (зачастую по искусственно завышенной цене), поэтому соглашаются на совладение, по которому они должны отдать часть щенков продавцу, чтобы выплатить ему полную стоимость собаки.
Рассмотрим пример извлечения спекулятивной прибыли. Например, питомник Х продал покупателю 12-недельного щенка с надбавкой за «перспективу» (шоу и\или разведение). «Перспективу» щенка продавец обосновал покупателю тем, что у щенка титулованные родители (либо вариант - хорошие родословные), нормальные результаты генетических тестов и красивый экстерьер, поэтому стоимость щенка составляет $2500. Фактически это не реальная
«рыночная стоимость» щенка, а его «СПРАВЕДЛИВАЯ рыночная стоимость» («рыночная стоимость» + «доплата за будущие выгоды от этого щенка»). Т.е. продавец к цене на щенка добавил спекулятивную надбавку за ожидаемые выгоды, которые ТЕОРЕТИЧЕСКИ МОЖЕТ получить покупатель от этого щенка в будущем («перспектива»). Но на самом деле, при продаже щенка продавец ДОЛЖЕН ПРИМЕНЯТЬ ТЕКУЩУЮ РЫНОЧНУЮ ЦЕНУ, поскольку он не может гарантировать покупателю, что щенок обязательно вырастет в чемпиона или выдающегося производителя. Т.о., продавец должен установить цену на щенка, которая соответствует текущей рыночной стоимости аналогичных 12-месячных щенков той же породы. Аморально брать деньги за «перспективу» с доверчивых покупателей только потому, что они готовы верить заводчику и заплатить больше, чем щенки стоят на самом деле. Спекулятивные надбавки к цене за «перспективу» щенков не допустимы, а у покупателей есть законное право обратиться в суд и истребовать возмещение убытков из-за нереализованной «перспективы» у щенков.
Далее пример. Питомник Х продает щенка на условиях совместной собственности до момента, пока покупатель щенка не отдаст продавцу двух щенков из будущего помета от купленной им собаки. Есть некоторые продавцы, которые даже устанавливают совладение на всю репродуктивную жизнь собаки и требуют от покупателей отдавать им половину щенков из каждого помета. Еще одним условием продавца при совладении как правило является установление очередности выбора им щенков из помета (право первого выбора, второго и т.д.). После получения щенков от покупателя питомник Х извлекает еще одну спекулятивную прибыль: он оформляет щенков на себя и торгует ими уже от своего «раскрученного» имени питомника по цене выше рыночной, при этом не потратив ни копейки на их выращивание.
Что делать, если щенок с «перспективой» не удался? Или имеет негативные результаты генетических тестов? Бесплоден? По закону, если в договоре указано, что щенок продавался по «справедливой рыночной стоимости» в связи с его «перспективой», то продавец обязан заменить неудачного щенка покупателю. Чаще всего продавцы не хотят забирать своих неудачных щенков, а предпочитают вернуть сумму надбавки за «перспективу» покупателю. Если сумма надбавки за «перспективу» не была указана в договоре, то из «справедливой рыночной стоимости» («рыночная цена» + надбавка за «перспективу») за щенка следует вычесть его «рыночную стоимость», которая была на рынке в момент его продажи. Полученный результат будет суммой надбавки за «перспективу», которая подлежит возврату покупателю. Но часто ли заводчики верно исчисляют сумму доплаты, подлежащей возврату покупателю? Нет! И поэтому, при покупке щенка с «перспективой» сумма доплаты за «перспективу» должна указываться в договоре продажи отдельной строкой.
Может ли вообще питомник Х прибавлять надбавку за «перспективу» к ценам на своих щенков? Может, если стоимость его щенков с «перспективой» соответствует «справедливой рыночной стоимости» аналогичных щенков с «перспективой» той же породы. Но при этом, если щенок был продан по «справедливой рыночной цене» (т.е. уже с надбавкой за «перспективу»), то ни о каком совладении не может быть и речи, поскольку покупатель уже переплатил за покупку щенка с мифической «перспективой». Т.о., после продажи щенка с «перспективой» продавец ни на каких условиях не может претендовать на изъятие щенков из помета собаки покупателя.
Надбавка за «перспективу» по сути является СПЕКУЛЯТИВНЫМ доходом продавца, поскольку эта надбавка за «перспективу» не подтверждена никакой гарантией продавца. Размеры надбавки за «перспективу» щенков у продавцов зачастую намного превышают размеры их реальной рыночной стоимости. С помощью «перспективы» продавец завышает реальную цену на щенка, продает его покупателю на условиях совладения и еще требует передать ему часть щенков из будущих пометов в счет полной оплаты за покупку собаки, которая и так была продана по ЗАВЫШЕННОЙ цене.
Ни по закону, ни фактически продавец не может доказать в момент продажи, что его чудесный-расчудесный «перспективный» шоу-щенок равен по цене взрослому шоу-чемпиону, который может дать множество высококачественных потомков. Т.о., продавец предлагает покупателям щенков лишь мифическую перспективу, а не гарантию. Поэтому, если щенок вырос в не то, что ожидалось, это не позволит покупателю реализовать его планы, связанные с покупкой щенка. Ни один уважающий себя заводчик никогда не будет делать никакие надбавки за «перспективу» щенков просто потому, что осознает, что не может этого гарантировать. Если же продавец все же продает своих щенков с надбавкой за какие-то «перспективы», то он обязан в договоре отдельной строкой указывать сумму этой надбавки, а также гарантировать ее вернуть покупателю, если щенок вырастет в неудачную собаку. При этом продавец должен конкретизировать условия, при которых собака будет считаться неудачной, например, собака дисквалифицирована на выставке, получила негативные результаты генетических тестов либо оказалась бесплодна. Кроме того, продавец должен отдельной строкой указывать в договоре вариант возврата надбавки за «перспективу», например, вернуть сумму надбавки, заменить щенка, забрать щенка обратно и вернуть покупателю его полную стоимость. Для покупателя вариант с заменой щенка наименее предпочтительный, поскольку при замене стоимость второго щенка не всегда аналогична стоимости первого.